– Ульяновский рынок перевозок перегружен предложениями. Многие компании, которые «заходят» в Ульяновск из других регионов, просто хватаются за голову: «Как вы здесь умудряетесь работать?». В более крупных городах при таком же высоком спросе цены на грузоперевозки на порядок выше наших, а определенные затраты – ниже (например, на ГСМ и запчасти). Что для бизнеса там несомненный плюс. Для сравнения, стоимость одного часа малотоннажной машины в Ульяновске начинается от 350 рублей, в Самаре – от 500 рублей.
Везет кому-то
Фото: pixabay.com
Летим с превышением
Рынок грузоперевозок как лакмусовая бумага: он меняется быстро, вслед за условиями, в которых должен работать. По статистике, подкрепленной наблюдениями аналитиков, 2018 год для этого рынка был неплохим: некоторое «оздоровление» российской экономики и смещение акцентов в сторону импортозамещения увеличили спрос на перевозки.
Как подсчитал BusinesStat, в 2018 году стоимостный объем коммерческих автомобильных перевозок в России увеличился на 7,7% и составил 814,9 млрд рублей. Деньги шли от растущих объемов: грузооборот в этом сегменте составил 139,5 млрд тонно-километров, что превысило уровень 2017 года на 5%.
Создание условий для стабильного роста и развития предприятий отрасли является приоритетной задачей, поставленной на 2018-2020 годы в транспортном комплексе Ульяновской области. Этот рынок важен для региона: грузооборот автомобильным транспортом в 2018 году составил 593,9 млн тонно-километров, что на 6,8% больше уровня 2017 года. Но работать здесь, как выясняется, непросто.
Как отмечают эксперты, потенциал рынка грузоперевозок в прошлом году реализован не полностью. Объемы могли быть больше, если бы не скромный рост российского ВВП и удорожание топлива.
– Основная сложность рынка логистики сегодня в том, что мы не можем достоверно прогнозировать изменения цен на перевозки в долгосрочной перспективе. Это связано с ростом цен на топливо, как это было в начале прошлого года, и с тем, что мы не можем судить о динамике роста цены в текущем году. Прошлогодний скачок цен заставил нас оперативно корректировать контракты с партнерами и свои бюджеты. Повторение такой ситуации снова усложнит наше планирование и приведет к повторному пересмотру условий работы с партнерами.
В 2019 году рынок столкнется с новым вызовом – повышением НДС. Этот фактор может резко взвинтить цены на топливо, на что указала Счетная палата в своем заключении на проект бюджета на 2019-2021 годы. И на это рынок отреагирует остро.
– Самая болезненная тема на сегодня для перевозчиков – существенный рост издержек и, соответственно, себестоимости перевозок в виду роста цен на топливо, увеличения числа платных автодорог, повышения тарифов в системе «Платон». При невысокой рентабельности «белого» логистического бизнеса (4-6%) решение проблемы, к сожалению, непопулярное – повышение стоимости услуг. По оценке Центробанка, рост налогов в цене топлива увеличит отпускную стоимость почти на 5%. А если мы учтем отмену скидок и льгот топливными операторами корпоративным клиентам, то рост будет еще больше. Прибавьте сюда рост числа платных автодорог, повышение тарифов в системе «Платон» – и совокупный рост издержек перевозчиков уверенно перешагнет рубеж в 10%.
По словам независимого эксперта транспортной отрасли Алексея Тузова, стоимость логистических услуг меняется прямо пропорционально росту издержек. Так игроки рынка покрывают неизбежные расходы – на топливо, импортные запчасти, обновление автопарка. Последний фактор станет особенно актуальным в ближайшие годы: по некоторым оценкам, больше 60% автопарка российских перевозчиков – это машины «старше» 10 лет.
– В 2018 году цены на свои услуги подняло большинство участников рынка – 68%. 41% компаний заявляют о незначительном росте тарифов на перевозки грузов, но почти треть компаний увеличила оплату услуг на 10%, а 1% – на 20% и более.
– Стоимость газомоторного топлива в Ульяновске буквально за три месяца выросла с 15 до 20 рублей, что увеличило среднюю ставку часа работы малотоннажной техники на 50 рублей. По данным BusinesStat, средняя доходная ставка коммерческих грузовых автоперевозок за год увеличилась на 2,5% и составила 5,8 рубля за тонно-километр. В 2019-2023 годах доходная ставка, по прогнозам компании, будет расти в среднем на 5,7% в год и в итоге достигнет 7,7 рубля за тонно-километр.
Тяжелый? Плати!
– Главная проблема рынка логистики в нашей стране уже давно заключается в недостаточно развитой транспортной инфраструктуре, в особенности – автомобильных дорогах. И проблема заключается как в отсутствии большого количества необходимых дорог, так и в низком качестве существующих. Например, в нашей стране очень много месторождений, доступ к большинству которых существует лишь в холодное время года – по зимним автодорогам.
Запреты есть и в весенний период, который для рынка является сезоном: начинаются строительные и ремонтные работы, активизируются дачники.
– Специфическая проблема, с которой мы сталкиваемся в регионах – локальные ограничения на пользование дорогами непосредственно перед приходом весны. Это вносит в наше планирование сложности, которых можно было бы избежать.
О том, какие ограничения действуют в Ульяновске, рассказывает министр промышленности и транспорта региона Дмитрий Вавилин.
– В целях уменьшения заторовых ситуаций в центре города установлены знаки, запрещающие движение грузовых автомашин, но это не запрещает их проезд к месту погрузки, разгрузки. На мостовом переходе через реку Волгу «Императорский» введено ограничение движения грузового транспорта с целью недопущения снижения несущей способности подъездов и обеспечения увеличения пропускной способности. Системой маршрутного ориентирования предусмотрено движение транзитного транспорта в обход Ульяновска с использованием сети автодорог федерального значения и мостового перехода через реку Волгу «Президентский».
Цель ограничений проста – уменьшить урон, который большегрузы наносят региональной дорожной сети.
– Основная сеть региональных автомобильных дорог Ульяновской области построена в 60-80 годах прошлого века для проезда транспортных средств с актуальными на тот период допустимыми весовыми нагрузками. Если в 80-х годах грузоподъемность транспортного средства не превышала 10 тонн, то в настоящее время данный критерий возрос до 23-25 тонн. Кроме того, появились современные автопоезда с весовыми параметрами 50-100 тонн, имеющие односкатные колеса, которые буквально режут асфальтобетонное покрытие дороги, что приводит к образованию колейности, просадок, сетки трещин, в худшем случае – к разрушению участков автодорог.
С ноября 2015 года перевозчики платят мзду за урон, который наносят дорогам. Плата за тонны (читай – «Платон») ежегодно приносит федеральному бюджету около 40 млрд рублей (данные Росавтодора), которые, по информации правительства, расходуются на улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры, финансирование ремонтных и дорожно-строительных работ, поддержание состояния дорог федерального значения.
– Эффективность системы «Платон» оценить сложно, учитывая, что данная пошлина вводилась для оплаты большегрузами последующего ремонта дорог. Да, мы видим, что дороги ремонтируются, но как такового заявленного качества пока не наблюдаем. Также не особо радует отмена льготной программы «Платона» по уменьшению транспортного налога, ведь благодаря ей можно было существенно снизить налоговую нагрузку.
Вместе с тем игроки рынка признают и плюсы системы.
– «Платон» – одно из мероприятий, инициированных государством и направленных на обеление рынка грузоперевозок. Свою жизнеспособность и эффективность эта система доказала. Те компании, которые оказались не готовы к новым правилам, ушли с рынка. Остальные приспособились и спокойно работают. Главным результатом внедрения системы стало повышение качества услуги, то есть в выигрыше оказался потребитель.
– В последнее время эффективность регулирования грузоперевозок выросла. Отрасль значительно преобразилась со снижением доли перевозчиков, работавших по разного рода серым схемам. Для индустрии в целом это позитивный фактор, так как снижается конкуренция со стороны игроков, предлагающих низкие цены в сочетании с более низким уровнем ответственности в сравнении с перевозчиками, соблюдающими законодательство.
С 1 июля 2019 года ожидается плановая индексация тарифов по оплате за проезд большегрузовых автомобилей. Тариф может вырасти до 2,15 рубля за 1 км, однако его увеличение может произойти только после внедрения новой, полностью автоматизированной системы учета правонарушений, которая позволит наблюдать за перевозчиками по всей территории страны, подчеркивает Алексей Тузов.
На год младше «Платона» АСВГК – автоматическая система весогабаритного контроля. Сегодня на федеральных трассах России установлено 27 пунктов АСВГК (а всего в стране больше 70 пунктов весогабаритного контроля). По планам Росавтодора, к 2021 году будет около 400 «автоматических весов», в том числе в Ульяновской области.
– На региональной сети автодорог Ульяновской области, характеризующихся высокой интенсивностью движения тяжеловесных транспортных средств, планируется разместить пятнадцать рубежей контроля на предмет организации системы контроля безопасности дорожного движения, элементов обустройства автомобильных дорог автоматизированными системами весового контроля.
– Система АСВГК – сама по себе нужная – требует отладки. Так, пока часто страдает точность автоматического взвешивания во время движения, и перевозчикам выставляются необоснованные штрафы за несуществующий перегруз. Излишней, на мой взгляд, является и инициатива об оснащении малотоннажного транспорта датчиками нагрузки на ось.
Бой с тенью
Логистический бизнес в ожидании крупных законодательных новелл. В отрасли обсуждается внесенный в Госдуму законопроект «Об организации перевозок грузов автомобильным транспортом в РФ», который вводит новые требования к игрокам рынка. Так, перевозчик должен быть зарегистрирован как ИП или юридическое лицо и иметь в штате как минимум одного квалифицированного специалиста, ответственного за организацию перевозок. Вводятся реестр перевозчиков грузов за плату и реестр перевозчиков грузов для собственных нужд. Обязательным становится страхование ответственности перевозчиков.
По мнению Алексея Тузова, принятие этого закона позволит сделать рынок логистики грузоперевозок более прозрачным – например, очистить отрасль от нелегальных перевозчиков, однако увеличит конкуренцию.
– Ужесточение мер контроля направлено на то, чтобы критериями попадания на рынок логистики для перевозчиков стали качественное техническое обслуживание и контроль над состоянием парка автотехники, подготовка и поддержание профессиональной квалификации водителей и персонала, а также комплексное страхование ответственности перевозчиков. Что в конечном итоге увеличит безопасность и огородит клиентов от мошенников и нелегальных перевозчиков.
Бизнес склонен поддерживать инициативы государства, направленные на борьбу с теневым сектором.
– Ужесточение требований к перевозчикам ведет к повышению качества оказываемой услуги, а значит, является благом для клиента. Дисбаланс, когда кто-то играет по одним правилам, а кто-то – по другим, постепенно выправляется, все начинают действовать по одним правилам.
– Мы с нетерпением ждем введения реестра перевозчиков. Он очистит рынок от большого числа нелегальных игроков, проще говоря, «шабашников». Такие перевозчики сильно сбивают ставки, так как не несут больших затрат: они не проходят проверку автомобилей, не получают путевые листы, не имеют в штате сотрудника, проверяющего машины перед выездом, и медика, контролирующего состояние водителей. Поэтому себестоимость услуг недобросовестных перевозчиков ниже, легальным компаниям сложно конкурировать с такими ценами.
Впрочем, ряд представителей отрасли считает, что в законопроекте есть перегибы. В их числе – обязательное страхование ответственности и наличие в штате ответственного специалиста.
– Законопроект ставит одних участников рынка в неравное положение с другими ввиду прописанных в нем абсолютных критериев, а не относительных, которые бы учитывали масштабы автопарка.
– Если перевозчик – это индивидуальный предприниматель с одной единицей техники и небольшим бюджетом, новые обязательства (например, наем специалиста по безопасности перевозок) будут его «душить» в финансовом плане.
Автоматизировано – значит прозрачно
По ожиданиям экспертов, в предстоящие год-два покупательская способность россиян снизится, что замедлит рост рынка грузоперевозок и обострит конкуренцию на нем. Компании, которые адаптируются к новым условиям, справятся с кадровым голодом и проблемой старения профессии, встанут перед лицом новых трендов – минимизации объемов партий груза, увеличении кратности заказов, интернет-торговли и цифровизации.
Последний тренд особенно актуален: с помощью современных технологий грузоперевозчики сокращают затраты и увеличивают прибыль.
– Сегодня одним только опытом клиента «не возьмешь». Автоматизация процессов бизнеса становится необходимостью: клиенту нужна возможность отправить заявку в режиме онлайн, а в ответ он ждет сообщение с подробной информацией об услуге. Помимо этого, у клиента должна быть возможность прослушать информацию в режиме голосового информирования, а также найти ответы на все вопросы на сайте компании и ее страницах в соцсетях.
Все чаще компании-грузоперевозчики выпускают свой софт. Например, «Байкал-Сервис ТК» развивает мобильное приложение и личный кабинет, автоматизирует операции на этапе приемки грузов. «Леруа Мерлен» разрабатывает систему взаимодействия с водителями и транспортными компаниями через смартфоны.
В процессе цифровизации транспортного комплекса стремится участвовать и государство. Минтранс России совместно с Министерством цифрового развития, АНО «Цифровая экономика» и Аналитическим центром при правительстве разрабатывают проект создания цифровой платформы, которая объединит существующие массивы данных, позволит оптимизировать мультимодальные грузовые перевозки, обеспечить выполнение бесшовных перевозок, быстрое и качественное оформление грузов и их сопровождение с использованием систем прослеживаемости и электронных товарно-транспортных документов.
Как заявил министр транспорта Евгений Дитрих, доступ к данным будет у всех заинтересованных участников транспортной отрасли, при этом «платформа позволит сохранить наш национальный суверенитет над информационными потоками в транспортном комплексе страны».